Основы экономики 7-8 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ «ЮНОНА»
ПРИ ВИТИ НИЯУ МИФИ» Г.ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ИТ Гимназия «Юнона» г.Волгодонска)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
(протокол №12 от 31.08.2024 г.)

«Утверждаю»
Директор МБОУ «ИТ Гимназия
«Юнона» г.Волгодонска
А.И.Аваков
(приказ №157 от 31.08.2024 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы экономики»
для обучающихся 7 – 8 классов

Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, которые включают в
себя как необходимое представление о современных экономических системах, основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.;
• -СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
• Федеральный государственный стандарт среднего полного образования (Пр. МОиН № 373 от 06 октября
2009г.);
Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:
• Роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;
• Место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
• Механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значения сбережений и инвестиций,
налоговую систему;
• Причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
• Сущность и механизмы функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческий банков, финансовых рынков;
• Движущие силы и основные закономерности экономического роста;
• Основные проблемы мировой экономики, международная торговля и система платежей, протекционизма и
либерализма, интеграции экономических связей.
Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу
для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.
В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему
цели сообразного выбора, который в течении жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах,
в интересах своей семьи, сообщества.
Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и
обычаев общества.
Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное
значение и самостоятельно составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной
степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как
можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.
В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех
предметных областей способы:
• Теоретические, практические, проблемные вопросы:
• Решение задач и выполнение упражнений;
• Домашние творческие задания;
• Экономические тесты, кроссворды;
• Деловые игры.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету Основы экономики - учебник
И.В.Липсица «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности» для 7-8 классов
общеобразовательных организаций, издательства «Вита Пресс», допущенный Министерством образования и
науки РФ;
Курс призван подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в старших классах, а также сформировать у учащихся систематическое представление об основах организации хозяйственной
деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Программа направлена на
знакомство учащихся с историей и современной организацией хозяйственной деятельности. Курс знакомит учащихся с отраслевой структурой производственной сферы и сферы услуг, видами собственности и формами организации производства.
Социально-экономическое образование детей и учащейся молодежи в широком смысле рассматривается
как процесс и результат усвоения социальных и экономических знаний и умений, формирования качеств личности, мышления и поведения, включения в социальные отношения, свойственные работнику современного производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Социально-экономическое воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие общества на
личность в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, формирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное – образа мышления, поведения и
деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества; воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.
Непрерывность социально-экономического образования и воспитания учащихся предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями

других наук, культурой делового общения и поведения. Она осуществляется за счет целесообразной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений,
формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитанию и инициативности,
предприимчивости, творческому отношению к делу. Это создает условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету.
В методике преподавания сделан акцент на развитие деятельных форм обучения: работа с блок-схемами,
тестами, выполнение творческих заданий и проектов, работа в группах, способствующих развитию творческих
качеств личности учеников и их социализации.
Цели курса:
• дать школьникам общие представления об основах развития экономики страны для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей – потребитель, вкладчик, инвестор, производитель, гражданин;
• развить знания о месте потребителя и производителя в сложных рыночных отношениях;
• показать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий
развития общества и личности;
• сформировать представление об экономической деятельности предприятий, финансовых организаций, устройстве экономики страны; управлении ею и решении социально-экономических проблем;
• развивать интерес к экономической деятельности и профессиональному самоопределению.
Задачи курса:
• показать экономические отношения граждан с рыночными структурами, с производственной сферой и сферой
услуг, обеспечивающей экономическими благами и учреждения и граждан;
• развивать умение школьников выполнять проекты как средства самостоятельной работы с информацией; умением ставить цели и задачи в учебной деятельности, планировать и осуществлять информационный поиск, составлять структуру проекта, представлять результаты обработки информации в письменном продукте и
• осуществляет его защиту;
• способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора
• формировать представления у учащихся о значении экономики в собственной жизни и жизни школы, села и
города;
• развивать знания, умения и навыки пользования различными источниками информации для принятия экономических решений;
• воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Липсица «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности». Фундаментом курса являются научные знания о человеке и
обществе, о влиянии социально-экономических факторов на жизнь. Их раскрытие, интерпретация базируются на
результатах исследований, научном аппарате экономической теории и истории.
В целях успешной социализации отбирается научный материал, соответствующий возрастным возможностям учащихся, их жизненному опыту, социальным потребностям.
Тематическое разделение содержания курса отражает структурную характеристику, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных элементов сферы экономики и процессов, происходящих в ней.
Курс экономики 8 класса является подготовительным к изучению основ экономической теории в 9-11
классах. Главная задача курса — формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблематика
является экономической, где она окружает нас в жизни и как необходимо вести себя в социальных ситуациях
наиболее характерных для подросткового возраста. Курс вводит учеников в круг основных сторон общественной
жизни, формирует умение соотносить свою жизнь и свой опыт с обществоведческой проблематикой, учит решать
типичные жизненные задачи.
Для достижения этих целей рассматриваются отдельные сферы экономики: производства, обмена и потребления, а также способы организации хозяйственной деятельности в этих сферах.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• воспитание основ гражданской идентичности личности, основ патриотизма, уважение к Отечеству, прошлому
и настоящему многонациональной России, осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, формирование уважительного отношения к труду;

• формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки, культуры, общественной практики, учитывающего социальное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности вести
диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей в группах и сообществах;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе формирования
нравственных ориентаций, осознанного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной, учебно- исследовательской и творческой деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы обучения;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы познавательной деятельности, решения учебных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
• владение навыками самоконтроля, самооценки;
• умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения,
делать выводы;
• умение создавать простейшие схемы для решения учебных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, формулировать и аргументировать свое мнение;
• умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;
• развитие компетентности в области ИКТ.
Предметные результаты:
• формирование мировоззренческой, ценностной сферы, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности к ценностям российского общества;
• понимание основных принципов хозяйственной деятельности общества, роли экономики в обеспечении высокого качества жизни;
• владение основами экономического мышления;
• приобретение теоретических знаний для формирования собственной позиции;
• освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление, развитие умения делать выводы, давать обоснование, оценку социально-экономическим процессам и явлениям;
• развитие социально-экономического кругозора и познавательного интереса к изучению экономических дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тема 1. Зачем нужна экономика.
Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие
уровень развития экономики и благосостояния граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих
его размеры.
Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества.
Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.
Тема 3. Как возникла экономика
История возникновения производства как особой формы хозяйственная деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменение значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Современна отраслевая структура экономики России.
Тема 4. Как организуется производство благ.
Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь
науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.
Тема 5. Торговля — союзник производства. История возникновения обмена и торговли. Прогресс
транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета и замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.
Тема 6. Какая бывает торговля

История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.
Тема 7. Многоликая розничная торговля
Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация
продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы.
Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля
Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового продавца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.
Тема 9. Как оптовая торговля помогает производству
Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых
торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Тема 10. Зачем нужна биржа
Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Причины биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.
Тема 11. Деньги — помощник торговли
Понятие о бартере и проблемах, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных
денег. Причины и закономерности возникновения монет.
Тема 12. Краткая история звонкой монеты
Драгоценные металлы и причины их использование для чеканки монет. История российской монетной
системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.
Тема 13. Зачем люди придумали банки
Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древних времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.
Тема 14. Банковские деньги.
Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины возникновения различий
между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению
банковских (кредитных) денег.
Тема15. Как бумажные деньги стали главными
История возникновению бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон
Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.
Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми
Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновению безналичных расчетов.
Тема 17. Как работают безналичные деньги. Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в разных
странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.
Тема 18. Деньги и банки в век электроники
Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.
Тема 19. Как работает электронная карточка
Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и
прогресс карточного бизнеса. Смарт — карты.
Тема 20. Как создается и как работает банк
Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.
Тема 21. Что такое кредитование
Причины кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.
Тема 22. Как люди зарабатывают деньги
Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника.
Механизм повременной и сдельной заработной платы.
Тема 23. Почему существует повременная зарплата
Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы
и величина зарплаты. Современна система повременной оплаты и вознаграждения работников. Государственное
регулирование оплаты труда.
Тема 24. В мире профессий и заработков
Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека.
Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты труда людей разных профессий и с разным стажем работы.
Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих заработков
Система профессионального образование и е роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков.
История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров
оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки
специалистов высшей квалификации.
Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на доходы

Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей
карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.
Тема 27. Как платят за творчество
Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.
Тема 28. Как производство помогает творцам.
Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих
продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в
России. Интеллектуальная собственность и е признаки.
Тема 29. Что такое собственность и зачем она людям
Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.
Тема 30. Как люди становятся собственниками
Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.
Тема 31. За что можно лишиться собственности
Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и
банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.
Тема 32. Экономика: как все это работает вместе
Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге. Экономические
условия делового успеха. Понятие о прибыли.
ОСНОВНЫЕ INTERNET-АДРЕСА:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования
- https://www.litres.ru/book/igor-vladimirovich-l/ekonomika-istoriya-i-sovremennaya-organizaciya-hozyay-68998630/
- https://vk.com/wall-90389798_40151
Рабочая программа разработана в соответствии с п.18.2.2. ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, изм. и доп. от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 11.12.2020 г., 08.11.2022
г., 27.12.2023 г., 22.01.2024 г.) и письмом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 18.12.2020 г. №№СК-578/08, 01-350/13-01 «О снижении документационной нагрузки учителей».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».